Как ездить на кроссовом мотоцикле?

От езды на спортбайке и кроссовом мотоцикле передвижение на чоппере отличается так же, как и бег трусцой от спринта и преодоления препятствий на скорость. Каждый тип мотоцикла, как и покрытие под его колесами, требует соответствующих качеств техники, подготовки райдера и приемов управления.

Как ездить на кроссовом мотоцикле?

Обучением езды на кроссовом байке занимаются специализированные школы и индивидуальные инструкторы. Курс полноценной подготовки может длиться месяцами, а особенности управления кроссовым мотоциклом можно описать разве что в отдельной книге.

Одним из наиболее известных пособий по обучению езде на кроссовом байке стала книга Донни Бэйлза и Гэри Семикса. Их «Уроки» («Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро») наверняка окажутся полезными тем, кто планирует пройти курсы подготовки и освоить езду на кроссовых и эндуро-байках.

«Уроки» Гэри Семикса и Донни Бейлза состоят из полутора десятка глав, рассказывающих об условиях езды на кроссовом байке и правилах выполнения разных операций.

Кроссовый мотоцикл в этом плане отличается от других типов двухколесных очень существенно — только он способен проводить в воздухе едва ли не половину всего времени.

Содержание книги «Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро» по главам

  • Местность и условия. В главе рассказано о возможных условиях (тип покрытия, рельеф, погода и т.д.) и особенностях поведения на них;
  • Положение тела. Будущим эндуро-райдерам рассказывают об основном положении тела при езде по пересеченной местности и его изменении в разных условиях;
  • Торможение. Глава посвящена тонкостям гашения скорости байка в разных условиях;
  • Ускорение. Авторы рассказывают о том, что для хорошего ускорения мало открученной ручки газа;
  • Прохождение поворотов. Каждый поворот — это множество переменных, которые необходимо учитывать мотоциклисту;
  • Прыжки. Самая зрелищная составляющая езды на кроссовом мотоцикле невозможна без теории о простых, двойных, тройных трамплинах и столах;
  • Колеи. Этот сложный элемент трассы снижает возможности управления байком, требуя особой подготовки и осторожности;
  • Волны. Освоение прохождения волн (едва ли не самого сложного элемента в мотокроссе) является признаком мастерства наездника;
  • Off-road. Условия «дикой» трассы отличаются уникальными, нестандартными (подготовленными заранее) препятствиями, умение прохождение которых влияет на время прохождения участка и здоровье райдера;
  • Обгон. Правильная траектория и ошибка соперника — идеальные условия для обгона;
  • Старт. Удачное начало гонки во многом определяет ее исход. Об условиях правильного старта рассказано в этой главе;
  • Тренировки. Глава о необходимости и правилах эффективных тренировок;
  • Адаптация к различным мотоциклам. Разница в 125 куб.см. делает байки классов «125сс» и «250сс» совершенно разными, требующими разной техники управления;
  • Стратегия. Грамотно построенный план гонки может оказаться не менее важным, чем мастерство наездника или техническое состояние байка.

Правила езды на кроссовом мотоцикле (цитаты из книги)

Правильное положение тела и эффективный расход энергии являются главной причиной того, что лучшие гонщики после сурового двадцатиминутного кросса или изнурительного шестичасового эндуро выглядят свежее, чем новички после пятиминутной или часовой гонки соответственно.

Когда тормозите перед поворотом, переключитесь вниз и оставьте сцепление в покое. Позвольте двигателю помочь вам сбросить скорость. Это как антиблокировочная система. При торможении выжимайте сцепление лишь тогда, когда хотите заблокировать заднее колесо.

При обычных прыжках, когда вы приземляетесь на плоскую поверхность, следует касаться земли обоими колесами одновременно. Но на высоких скоростях большинство гонщиков предпочитает приземляться, держа переднее колесо примерно на 6 дюймов выше заднего.

Зачастую внешние траектории оказываются самыми быстрыми, а многие гонщики прописывают повороты по внутренней. Так что если видите, что гонщик впереди вас нацелился на внутреннюю траекторию, тогда как внешняя допускает более быстрое прохождение поворота, можете попробовать воспользоваться этим.

Принцип торможения с заносом такой: выжмите сцепление, заблокируйте заднее колесо и осторожно направьте занос направо или налево. Задняя часть заскользит и ее развернет. Ключом к эффективному использованию этого приема является координация работы тормоза и газа таким образом, чтобы торможение с заносом переходило в управляемый занос.

В идеале, вы должны выходить из поворота и набирать скорость, откручивая газ, при необходимости используя сцепление. Если видите, что длительное использование сцепления в повороте приводит на выходе к перегазовыванию, пробуйте переключать скорость.

Какой китайский мотоцикл купить

250сс — самый простой для езды мотоцикл, именно он стал №1 в соревнованиях по мотокроссу. Диапазон мощности шире, особенно на низких оборотах, если сравнивать с 80сс и 125сс. Он дает достаточную мощность, чтобы ускориться после ошибки. На мотоцикле с меньшим объемом двигателя, если вы совершенно не попали в поворот, потребуется некоторое время (и работа сцеплением), чтобы вернуть потерянный темп. На 250сс достаточно будет движения кисти.

Не будьте статуей. Привыкайте двигаться на мотоцикле.

Когда я знаю, что вода мелкая, а на дне нет камней, то предпочитаю сидеть, как можно выше подняв ноги, чтобы не промокнуть. Сырость является основной причиной волдырей, к тому же не слишком приятно ездить в мокрых мотоботах.

Если переправа узкая, лучшим вариантом может быть поднятое переднее колесо. Это уменьшит брызги, способные залить очки, и вам не надо волноваться по поводу столкновения с подводными камнями, которые могут привести к скручиванию вилки.

Хотя наиболее важная часть прыжка — взлет, в полете вы сохраняете контроль над мотоциклом. Как и при взлете, в воздухе следует быть расслабленным. Не будьте паникером.

Научившись правильно управлять своим телом, вы с легкостью сможете преодолевать препятствия и более эффективно расходовать энергию.

В большинстве случаев, при ускорении необходимо наклониться вперед, навстречу ускорению, а при торможении — назад, в противовес силе торможения.

В прыжке выжатое сцепление и заблокированное заднее колесо несколько опустят колесо переднее. Открытый газ немного его поднимет.

Профессиональный гонщик 99% времени держит один или два пальца на сцеплении. Он использует его при прохождении поворотов, преодолении гребенки и прыжках для подачи на заднее колесо той мощности, которую он считает необходимой.

Сцепление следует использовать фактически каждый раз, когда вы открываете газ; так что если вы хотите обладать хорошо управляемой мощностью, научитесь пользоваться этим приемом и рычагом сцепления.

Чтобы побеждать, необходимо думать. Тренировки и физическая подготовка, безусловно, важны, но мозг — ваше главное оружие на трассе.


Мотоцикл с коляской знаком и близок каждому рожденному в СССР человеку. Многочисленные «ИЖи», «Уралы», «Касики», «Явы» и «Днепры» в свое время служили...

Отвечаем на самые частые вопросы по эвакуации автомобиля на штрафстоянку. Аналогичные правила и рекомендации распространяются и&nb...

Работая над созданием новых типов транспортных средств, разработчики резонно пытаются объединить преимущества исходных классов. MonoTracer – удачный п...

Наши преимущества

Круглосуточный режим работы

Работаем 24/7. Просто позвоните нам по номеру +7 (499) 226-22-94 и расскажите о вашей ситуации. Мы поможем вам быстро и независимо от дня недели или времени суток.

Выгодные тарифы

Наши цена — от 4000 руб. за одну перевозку.

Наши цены средние для рынка мотоэвакуаторов Москвы и области. Мы стремимся предоставлять сервис с оптимальным сочетанием цены, безопасности и качества перевозки.

Выезды на аварии

Аварийные ситуации с мототехникой – это не редкость на наших дорогах. Мы знаем, как организовать перевозку даже сильно пострадавшего мототранспорта.

Вызвать мотоэвакуатор сюда?

Сообщение отправлено